[Бизнес-вызов] Как я провела лето: отчет о мероприятиях и новая бизнес-идея!

Вместо вступления

С момента появления статьи "Мысли предпринимателя российского" от @ivelon прошло два месяца, что же произошло за это время? Приходится признать, что жизнь подтвердила худшие прогнозы.

Простым людям искусство нужно меньше, чем когда-либо. Большинство заботится о выживании. Вопреки данным официальной статистики, что жизнь стала лучше, зарплаты – выше, а безработных – меньше (вымерли что ли?), в реальности мы наблюдаем совершенно другую картину: нужно тратить заметно больше усилий чем раньше, чтобы заработать денег на элементарные нужды, и с каждым днем становится все меньше возможностей эти деньги заработать, честно соблюдая все правила ведения бизнеса в нашей необъятной.

Кто раньше активно покупал предметы искусства? Ответ: представители пресловутого "среднего класса", владельцы малого/среднего бизнеса, и даже хипстеры-фрилансеры. В настоящее время этот сегмент практически уничтожен: малый бизнес стоит на грани разорения, а средний – активно борется за выживание. Даже фрилансеров собираются прижать налогом за тунеядство для самозанятых. Тут уж не до натюрмортов, простите.

Говорить можно много, но тот, кто первым складывает оружие, оказывается побежденным без борьбы. Но мы не унываем и даже в этих антисанитарных условиях умудряемся проявлять чудеса изобретательности!

Отчет о проделанной работе

Благодаря тому, что нам удалось выиграть первый этап конкурса "Бизнес-вызов", мы сильно воодушевились и активно принялись за дело, сразу взявшись за самую трудную его часть – организацию выставок неформального искусства в Москве. В соответствии с планом открыть не просто очередной интернет-магазин с сотней никому не нужных картин никому не известных художников, а создать полноценный проект поддержки и продвижения новых авторов. Основной упор был сделан на продвижение флагманской темы – фрактал-арта.

За лето мы организовали и провели несколько выставок и мероприятий.

Первая выставка живописи и фрактального искусства
Клуб-галерея "Крылатский Орнамент"

Вторая выставка фрактального искусства
Культурный центр "Зодчие"

Научно-популярная лекция "Что такое фракталы?"
Культурный центр "Зодчие"

Третья выставка фракталов в Москве пройдет с 3 по 30 сентября в интеллект-центре "Истоки"

Открытие четвертой выставки фракталов в Москве запланировано на 3 октября

Открытие пятой выставки фракталов запланировано на 19 ноября

А так же мне самой как художнику предложили принять участие в совместной выставке художников и фотографов.


За это время удалось продать 13 (да, чёртова дюжина) картин на выставках, и ни одной через интернет-магазин. К слову, с выставки мы продали картины даже такого, мягко говоря, неоднозначного художника, как Борис Куперштейн! Нашелся ценитель.

Живое человеческое общение, прямой контакт с посетителями и обмен опытом с галеристами навели на мысли, что продажа картин через интернет в настоящее время гораздо менее эффективна, чем на выставках (конечно, если есть возможность их проводить, а у нас она, благодаря упорству, теперь есть!)

Бизнес – это не игра в одни ворота, и любой бизнес-проект должен как минимум окупать себя и приносить предпринимателю прибыль, иначе это уже не бизнес, а что-то другое.

Было предпринято несколько попыток как-то совместить продажи картин с выставок и через интернет-магазин. Для этого на первой выставке мы планировали использовать QR-коды, ведущие прямо на страницы товаров в магазине на платформе Pokupo:

но руководство зала не одобрило гениальную идею, и от нее пришлось отказаться – к превеликому сожалению! Идея и ее реализация казались не просто красивыми, но и эффективными. Эффективность проверить не удалось т.к. мы лишились инструмента продаж, на который возлагалась надежда.

Опыт – сын ошибок трудных. Сейчас у нас уже гораздо больше организаторского опыта, поэтому отныне не будет недопонимания и эксцессов. На новой большой выставке (ориентировочно, ноябрь) QR-коды точно будут, причем большие – вплоть до 150х150 мм рядом с каждой картиной.

Кстати, когда-нибудь в будущем было бы полезно получить генератор кодов в самом Pokupo – генерировать по одной штуке на сторонних сервисах довольно утомительно.

Всё что осталось – прямое "живое" обращение заинтересовавшихся людей, благо телефон куратора выставки (т.е. мой) разрешили повесить. Стали поступать предложения по оформлению интерьеров. У нас есть возможность изготавливать огромные фрактальные картины и распечатывать их практически на любых носителях (поверхностях), а также создавать изображения специально под интерьер заказчика. Пока таких заказов немного, но для "сарафанного радио" эффект уже неплохой.

А на готовые картины в интернет-магазине не было ни одного заказа... К тому же введение новых правил на платформе с резким ограничением возможностей для физических лиц добавило... разочарования? Регистрировать ИП под случайные продажи показалось нецелесообразным, особенно учитывая, что не так давно мне уже пришлось закрыть одно своё ИП и вздохнуть, наконец, с облегчением.

Но мы не унываем. Если гора не идет к Магомету, тут уж ничего не поделаешь. Глупо прошибать головой стену, в то время как можно просто развернуться и пойти в другую сторону.

Диверсификация

Не секрет, что во время "золотой лихорадки" больше всего обогатились продавцы лопат. Аналогично, оказалось, что сегодня повышенным спросом пользуются не столько готовые произведения искусства, сколько возможности для самовыражения – т.е. инструменты!

При этом каждый стремится творить не в пустоту, не писать в стол и не рисовать под кровать, а, в первую очередь, найти свою долю признания. И этот фактор зачастую является решающим. Всё по пирамиде Маслоу:

Диверсификация нашего проекта предполагает создание нового брендового продукта для творчества, находящегося (пока) в свободной нише продаж!

Искусство многогранно. Стоит признать, что, на сегодняшний день, наиболее популярным направлением современного искусства является фотография. Причины очевидны: фотография доступна абсолютно всем.

К пониманию этого мы пришли несколькими путями. Одним из них оказался повышенный в наш адрес запрос на проведение именно фотовыставок. И чем чаще к нам обращались с такими предложениями, тем сильнее мы задумывались о том, чтобы найти свою нишу в данном движении. И мы нашли!

Продукт, который бы одинаково хорошо продавался как на выставках, так и через интернет-магазин, не имел доступных аналогов, имел невысокую стоимость, а имеющийся спрос не удовлетворён доступным предложением.

Что же это? Сейчас расскажем.


В настоящее время наблюдается возрождение новой волны интереса к пленочной фотографии. Началось это движение в Европе в середине "нулевых", сейчас достигло уже довольно большого размаха, так что брызги долетели уже и до России.

Одним из свежайших доказательств является тот факт, что фирма Kodak возобновила производство фотопленки, которое было свернуто более пяти лет назад. Более того, несмотря на изначальный скепсис, буквально прошлой осенью появился даже новый российский пленочный бренд:

Silberra – гениальное название для плёнок из России – удачно совмещены слова silver и Сибирь!

Неожиданно выяснилось, что среди знакомых существует огромное количество людей, которым эти новости оказались далеко не безразличны! После продуктивного общения с ними, картина начинала складываться, а вслед за ней вскоре постепенно начал вырисовываться и алгоритм действий.

Плёночный аналоговый ренессанс

Наши изыскания показали, что, группы в соцсетях, посвященные живописи и современному искусству не могут тягаться в популярности (и охвате целевой аудитории) с пабликами, посвящеными фото и сопутствующим технологиям.

Как вы наверняка знаете, во всех направлениях искусства мы тяготеем к поиску неформальных и необычных форм выражения, и тут мы с радостью обнаружили, что в Европе невероятный всплеск интереса получила именно альтернативная аналоговая фотография: ломография и пинхол.

Мини-ликбез

Ломография – жанр фотографии, который родился благодаря старой советской фотокамере ЛОМО Компакт-Автомат. ЛОМО – это "Ленинградское оптико-механическое объединение", завод такой.

Жанр родился в тот момент, когда некие европейские туристы, будучи в Москве, купили за гроши эту простую пластмасовую камеру, которая в советское время никому не нужна была и позиционировалась как недорогая. Вот она:

После того, как были отсняты и проявлены с неё первые плёнки, первооткрыватели жанра ахнули – неудачные конструктивные особенности камеры, её "глюки" и прочие минусы внезапно оказались плюсами.

Например, простой объектив ловил все блики, ненадёжный механизм затвора засвечивал плёнку, лентопротяжный механизм глючил – кадры постоянно накладывались один на другой...

Два кадра наложились один на другой. Никакого фотошопа.

Расфокусировка, странные цвета и задранный контраст – снова никакого фотошопа. ЛОМО-автомат и просроченная плёнка умели делать модные "фильтры" задолго до появления Instagram.

Чаще всего автор не знает, что получится до самого момента проявки. Иногда это выглядит сюрреалистично.

Мы не будем долго останавливаться на "ломографии". Эта ниша уже занята много лет. Ребята вовремя подсуетились, зарегистрировали бренд Lomography и успешно продают продукцию. К их чести нужно отметить, что они не бездумно механически эксплуатируют идею, а продолжают разрабатывать и даже выпускать новые камеры с новыми "фишками", сохраненяя при этом атмосферу. Хипстеры в восторге.

Идея на тот момент "выстрелила". Немалую роль оказала в этом стоимость – камеры делались в Китае максимально дешевыми и простыми, поэтому в России их можно было купить за 1500 рублей.

Можно было... В России "ломография" набирала популярность, но ей обрубил крылья буквально на взлёте резко выросший курс доллара в 2014-м году. Плёнка одномоментно стала стоить вдвое (сейчас втрое) дороже, чем до этого! Примерно со 150 рублей в 2013-м до 450 в 2018-м (стандартный Kodak Color 200).

Наше направление

Помимо ломографии, которая популярна уже относительно давно, подъем (или возрождение) начинает смежное направление – пинхол. Более полугода мы очень серьезно изучали данную тему и теперь можно со всей определенностью заявить, что именно с этим мы и планируем связать свою деятельность, т.к. видим здесь большие перспективы.

Пинхол, или камера-обскура – это самый древний способ получения изображения окружающего мира. Здесь не нужен объектив. Достаточно фотоносителя (фотобумага, фотоплёнка или даже стена), тёмной коробки (или комнаты) и маленького, правильно расчитанного отверстия для света.

На первый взгляд всё просто, но произвести расчеты для удовлетворительного результата – та еще задачка, требующая знаний математики и физики. А еще нужны очень "прямые руки".

Энтузиасты направления делают всё своими руками из подручных средств. Кто во что горазд. "Когда б вы знали, из какого сора...":

В ход идут жестяные банки из-под чая и даже пива! Главное замотать так, чтобы исключить попадание даже маленького лучика света.

Если гуляя по городу вы увидите подобное, развешанное в самых неожиданных местах, не пугайтесь – это не бомба, а фотокамера от адептов пинхол-направления.

Вот что получается снять на такие штуки:

Чтобы получить это фото, отверстие для света было сделано настолько маленьким, что фотоноситель (обычная фотобумага "Славич") потребовалось засвечивать три месяца, о чем свидетельствуют солнечные треки. Можно видеть, как были пасмурными целые недели.

Фотоноситель немного выгнулся при заправке в банку, поэтому получился интересный эффект искажения перспективы.

Банку закрепили на балконе на 3 недели. Можно заметить, как на зданиях за это время построили несколько новых этажей.


Почему называется "пинхол"? Всё просто: pin – это булавка, а hole – отверстие. Для нормальной работоспособности этих камер нужно очень мало света – не больше, чем может пройти в отверстие от протыкания булавкой.


Свободная ниша!

На западе поняли, что даже при высоком интересе к теме, энтузиастов, способных мастерить это своими руками не так уж много, поэтому вовсю продают свои "коробочки" по совершенно негуманным ценам:

Типичное предложение. Фактически просто коробка cо сменным блоком, которое нужно дырявить булавкой. На первый взгляд, удобнее банок, но за $169 ни один россиянин не будет это покупать – он либо сделает самостоятельно, либо не будет делать ничего. К тому же, неизвестно, на каких расчетах какого безымянного специалиста проектировался этот аппарат.

Здесь с расчетами всё в порядке – как-никак, уважаемая фирма Ilford. Вот только стоимость 165 фунтов стерлингов (~14'500 руб) + доставка (минимум 1000 рублей) мало кого устроит. Дороговато для коробки с дыркой.

Лучшее, что можно сейчас приобрести, но только с доставкой "из-за бугра", пускай даже с самого ближнего "бугра". Просто так (в розницу или еще как-то) в Москве найти невозможно. Белорусские умельцы из Бреста смекнули и на станке с ЧПУ наладили штучный выпуск деревянных камер-обскур по классическим типовым чертежам. Как видите, ориентированы, в первую очередь, на западного клиента, поэтому цена также не очень гуманна.

Именно глядя на эту деятельность белорусских девчат (да, там проектирует девушка), пришло окончательное понимание, что и мы в состоянии организовать проект ничуть не хуже этого. Даже лучше – в расчете на московский рынок сбыта и наши связи.

Чем интересен пинхол для России?

Это свежий глоток для фотохудожников, новое поле для творчества, плюс возможность заметно сэкономить, заменив дорогую фотоплёнку фотобумагой! Принцип работы позволяет экспонировать сразу на фотобумагу, которая стоит недорого и прощает многие ошибки, что особенно важно для новичков.

Время засвечивания классической фотобумаги "Славич" в сто раз больше, чем у типичной фотоплёнки. Именно поэтому получается снимать один кадр неделями. При этом стоимость пачки смехотворна.

Откровенно говоря, у нас изначально был скепсис по поводу того, чтобы заправлять в камеру фотобумагу, вместо фотоплёнки. Однако результаты настоящих специалистов поражают:

Здесь, как и во всем тексте, приведены работы авторов сообщества "Пинхолист".

К тому же, фотобумага позволяет порезать себя под любой формат, её можно изгибать как угодно, создавая дополнительные эффекты перспективы.

Проецирование окружающего пространства возможно на любую поверхность, не только плоскость.

Панорамы и пинхол созданы друг для друга:

Разумеется, можно использовать фотоплёнку (ведь цветное изображение можно получить только на неё) типа 120 (6 см ширина) или 135 (24 мм ширина)оба материала (пленка и светочувствительная фотобумага) для нашего проекта полностью равноценны.

И что, это правда свободная ниша?

Да. Как показало проведенное нами исследование, нишу производства оборудования для пинхола в России можно считать практически свободной. Необходим лишь небольшой рывок, чтобы занять ее и построить на этом успешную бизнес-модель, используя все те возможности и наработки, которые у нас уже есть на данный момент. Самое время воспользоваться нарастающим интересом к этой теме.

Итак, что мы имеем:

  1. Команду из энтузиастов-специалистов из Москвы, знающих и понимающих физику процесса, способных спроектировать несколько максимально недорогих прототипов
  2. Доступное и недорогое средство производства – имеется доступ к ЧПУ-станку партнёра, способный нарезать любые необходимые детали в необходимых количествах
  3. Прибор для выжигания с ЧПУ – для логотипов и оформления. Есть мысли делать камеры именными по спецзаказу за дополнительную плату
  4. Стратегия продвижения продукции среди целевой аудитории (как в онлайне, так и в реальном пространстве)

Мы придумали создавать и продавать не просто инструменты для самовыражения (вспомните про лопаты во время "золотой лихорадки"), но, одновременно с этим, возможность получить свою долю признания!

Мы предложим человеку не просто купить какой-то странный продукт (с которым потом непонятно вообще что делать) – мы дадим возможность стать частью сообщества и принимать участие в фотовыставках, которые будем организовывать. Разумеется, если уровень работ будет приемлимым.

Выставка пинхолиста. В центре кадра самодельная камера-обскура, на которую всё снято. На наших выставках камеры будут выглядеть гораздо презентабельнее и доступны к приобретению на месте.

К выставке будут приниматься работы, сделанные исключительно нашей продукцией

Имеем ли мы моральное право вводить такие ограничения? Да!

Ведь если существуют выставки фотографий, снятых исключительно на iPhone, то мы уж точно ничем не хуже!

Приобретая "инструмент", наши клиенты автоматически становятся частью сообщества по интересам, в котором они смогут творчески развиваться и получить свою долю признания. Фактически, у нас есть возможность проводить в Москве регулярные выставки работ, сделанных исключительно на нашу продукцию.


Большое количество людей понимает слова "фотография своими руками" еще более буквально, чем вам могло казаться до этого. Единственная доступная в Москве пинхол-камера поставляется в виде конструктора:

Прямая речь нашего друга, который уже давно "в теме":
"Набор интересный. Одна катушка плёнки в комплекте. Больше не понадобится – фактически, он одноразовый за свои 1500 руб. Зато собирать эту камеру – отдельный кайф. Однако, картон в пинхоле это вообще нонсенс – он сам по себе просвечивает, делая невозможными долгие экспозиции. Не говоря уже о том, чтобы снимать в сырую погоду."

В сборе конструктор выглядит довольно интересно:

Спроектировано грамотно – даже работает. Однако это явно не то, что могло бы стать инструментом.

Как правило, новички после такого "погружения" в мир пинхола переходят на жестяные банки (или раскошеливаются на 160$ и ждут доставку).


Учитывая вышесказанное (про самостоятельную сборку), мы планируем не лишать удовольствия наших покупателей! Каждая наша камера будет индивидуальна благодаря сборке своим владельцем и допуском на вариативность, заложенной в конструкцию. Либо, как вариант для первой партии: половина будет сразу в сборе, половина – в виде конструктора. Там и увидим, какой вариант будет самым ходовым.


Кстати, даже при самом плохом раскладе, такие вещи не будут годами валяться на складе без всякой надежды на реализацию. Это товар относится к классу не устаревающих морально (в отличии от любой цифровой техники). Он просто не может устареть по определению. :) Так или иначе они всегда найдут своих покупателей, потому что интерес существует и будет только расти.

Рекламировать и продвигать этот продукт в сто раз легче, чем готовые картины художников. Во-первых, есть уже сформированный спрос, во-вторых, огромная аудитория потенциальных клиентов в фотосообществах, которых очень много, в-третьих, мы продаем не просто готовый продукт, но возможность творческой самореализации и выхода за рамки индивидуального творчества в замкнутой и безвоздушной среде.

Самое замечательное в этой истории то, что как только мы проявили активный интерес к этой теме, то сразу нашлись люди, которые готовы помочь сделать необходимые чертежи и расчеты, нашлись желающие помогать в реализации, в том числе и в розничных магазинах, и даже нашелся необходимый станок для лазерной резки! Мы со своей стороны хотим сделать все для того, чтобы эти возможности реализовать.


Инвестиции, даже в рамках конкурса – это не подарок, а вложение средств с целью получения прибыли. Поэтому проект, под который они выделяются, не может быть мертворожденным или бесперспективным с точки зрения извлечения этой самой прибыли. Мы пришли к выводу, что данный проект имеет действительно большой потенциал и своевременность.


Мы предлагаем инвестору стать полноправным владельцем нового бренда, который мы создадим благодаря его помощи и поддержке. Новый брендовый продукт в свободной нише – что может быть лучше этого?


Всем известно, что идеи витают в воздухе, и если вовремя не сделаешь ты, то обязательно сделает кто-то другой. Мы в нашу идею верим, но без поддержки, своими силами, мы можем слишком затянуть с ее реализацией, т.к. для сбора необходимых средств нужно использовать краудфандинговые платформы. Рано или поздно это принесет свои плоды, но есть такая вероятность, что они начнут гнить быстрее, чем созреют.

Российские краудфандинговые платформы также переживают сейчас не лучшие времена: Boomstarter собирает очень плохо (даже действительно годные проекты "недобирают" – налицо плохой пиар площадки), а Планета.ру берёт аж 10% от собранной суммы! Kickstarter же теперь, насколько мне известно, сейчас требует поручителя из граждан США для проектов пользователей, связанных с Россией.

К тому же идею с краудфандинга могут попросту "позаимствовать". Выше уже говорилось о том, что на сегодняшний день было осуществлено несколько попыток создания готовых камер для пинхола, но пока реализация данной идеи далека от совершенства и находится на уровне любительского хенд-мейда. Можно сказать, что это штучный товар, который продается по сильно завышенной цене.

Мы предлагаем создать собственный бренд и запустить мелкосерийное производство по доступным ценам для самого широкого круга любителей. Устраивая фотовыставки любительского пинхола, во главе которых будет демонстрироваться сам инструмент, мы создадим дополнительную возможность продажи камер среди максимально лояльной аудитории. Плюс к тому, приобретая камеру, человек получит право стать следующим участником любительской выставки (при наличии достойных работ), что в разы увеличивает мотивацию покупателя.

pokupoбизнесконкурсбизнес-вызов
389
340.911 GOLOS
0
В избранное
Мария Текун
художник-сочинитель
389
0
Комментарии (17)
Сортировать по:
Популярности
Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий
Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.